GUI.ruПитер UI

Проектирование взаимодействия с петербургским акцентом

Дмитрий Павлов
13.05.2008Дмитрий Павлов

Комментариев:

37

Эргономические просчеты PSP

Colchicine For Sale Aricept No Prescription Buy Endep No Prescription Buy Online Grifulvin Buy Detrol Online Hgh For Sale Coumadin No Prescription Buy Noroxin No Prescription Buy Online Neurontin Buy Cipro Online Pletal For Sale Actoss No Prescription Buy Claritin No Prescription Buy Online Effexor Buy Paxil Online Oxytrol For Sale Isordil No Prescription Buy Actoplus Met No Prescription Buy Online Feldene Buy Brite Online Erythromycin For Sale Sleepwell No Prescription Buy Detrol No Prescription Buy Online Mestinon Buy Nimotop Online

Так сложились обстоятельства, что мне сейчас почти каждый день приходится ездить на электричках. Но речь в заметке пойдет не об эргономических особенностях сидений в пригородных поездах и даже не о турникетах на вокзалах, как вы могли подумать, а совсем о другом. Чтобы как-то скоротать время в электричках, я купил себе гаджет под названием Playstation Portable. Как выяснилось, этот девайс умеет не только играть в игры, но и позволяет слушать музыку, смотреть фильмы и вылезать через Wi-Fi в интернет. Но я хочу поведать не о достоинствах этого аппарата, а о некоторых серьезных эргономических просчетах.

Пульты для игровых приставок сейчас делаются очень удобными. PSP, как приставка и пульт в одном флаконе, тоже создана явно не без участия эргономистов: она хорошо лежит в руках, навигационные и функциональные клавиши расположены там, где нужно. Кроме одной. Это кнопка включения и выключения, она же по совместительству кнопка «Hold». По чьему-то «гениальному» решению ее решили расположить на правой нижней части приставки.


Во время игры, особенно ожесточенной, с задействованием верхних клавиш, на эту кнопку приходится давление, из-за чего девайс выключается. Особенно с этой проблемой, на мой взгляд, должны сталкиваться люди с длинными пальцами, так как у них основания пальцев будут приходиться как раз на эту кнопку. А в Slim-версии аппарата, которая сейчас в основном и продается, на эти точки приходится еще и основной упор.

Вторая, и гораздо более серьезная проблема связана со странным решением по объединению кнопки включения-выключения и кнопки «Hold». При движении наверх кнопка-педалька включает или выключает аппарат и сдвигается на место. А при движении вниз — она фиксируется и включает режим блокировки клавиш. Вроде бы все хорошо. Однако имеется большое «но». При попытке снять блокировку, клавиша резко соскакивает с фиксатора и уходит в верхнее положение, что выключает устройство. Чтобы этого избежать, приходится практически с хирургической точностью по миллиметру сдвигать клавишу, чтобы смягчить ее движение.

А теперь представим сценарий: пользователь включает музыку, ставит режим «Hold» и кладет устройство в карман. Вдруг начинает играть песня, которую он слушать не хочет. Пользователь достает девайс из кармана и пытается снять блокировку клавиш. В итоге получает выключенный плеер. Не ставить на «Hold» тоже нельзя — функциональные клавиши, задействованные в управлении плеером очень выпуклые и в кармане их легко случайно нажать. Выход: или покупать за дополнительные деньги пульт дистанционного управления, или мучаться.

Как новый пользователь Playstation, я столкнулся еще с одной проблемой: неочевидностью действий функциональных клавиш. Это на которых нарисованы крестик, круг, треугольник и квадрат. Попробуйте и вы догадаться, какая клавиша производит действия входа (открытия, активации), а какая — выхода (отмены). Уверен, если вы до этого не пользовались системами Playstation, вы, скорее всего, ошибетесь.

Комментарии (37)

Комментарии в RSS | TrackBack URI

Александр Сергеевич13.05.2008 20:59
1

Я несогласен с автором. Стоит вернуться немного назад во времени чтобы взглянуть на существовавшие приставки. Маркировка кнопок для всей серии Playstation была придумана как альтернатива тому, что происходило со всеми остальными приставками. А происходило следующее - существовали кнопки “А1, А2, В1,В2″ и т.п. и описание другу некоего “комбо” в первом “мортал-комбате” было очень недружелюбным… На мой взгляд идея с простейшими символами для детей (а мы ведь помним, что приставки в первую очередь рассчитаны на детскую аудиторию) просто шедевральна. В этом интерфейсе улавливается любовь разработчиков к продукту и отличные познания в психологии.

Насчёт кнопки “power” согласен, решение - говно.

denix13.05.2008 21:04
2

Треугольник - вход, крестик - выход?

Kerrygun13.05.2008 21:45
3

Меня не так hold напрягает, как кнопка start - во время баталий в особо ответственные и напряженные момент основание большого пальца легко может на неё нажать. С hold - не смотря на все мои подозрения ещё ни разу не произошло ничего такого.

4

@Александр Сергеевич: маркировка отличная, никто не спорит, просто, на мой взгляд, устойчивые значения символов не соответствуют фактическому их действию. Вот посмотрите на ответ denix. Правильно, устойчивое значение крестика - отмена. Со входом наиболее ассоциируется треугольник как символ некоего движения и как расположенный противоположно крестику. И ведь правильно рассуждают: отмена противоположна входу и ,значит, это клавиши, расположенные друг напротив друга. Но никак не рядом.

@denix: нет, не угадали :) чуть позже напишу, как есть на самом деле.

@Kerrygun: start не выполняет столь критичных действий как кнопка выключения, к тому же кнопочка очень маленькая и ее нужно постараться нажать :) все достаточно сильно зависит от размеров и строения кистей, конечно.

fatroom14.05.2008 14:54
5

У меня к psp шли в комплект наушники. (PSP1xxx value pack). На них очень удобный пульт управления, который может блокироваться независимо от приставки. И никаких проблем с переключением треков нет. Так что пример с музыкой не совсем коректен. Хотя конечно решения on/off/hold не слишком удобное, но и особым недостатком довольно сложно его назвать

6

@fatroom: ну в общем, я так и написал, что одним из решений проблемы является использование выносного пульта (который стоит отдельных денег, заложенных ли в стоимость value pack или просто). Пример вполне корректен, когда у вас пульта нет, купили base pack, например.

fayona14.05.2008 15:46
7

Так что там со входом и выходом? ;) какие кнопки на самом деле за это отвечают? ;)
(я тоже подумала про треугольник и крестик)

8

На самом деле, крестик отвечает за действия входа (подтверждения, активации), а за отмену (выход) отвечает клавиша с кружком.
Я когда дошел до того, что крестик работает как Enter, был, конечно, удивлен, но тут же начал искать кнопку выхода и отмены. Сразу подумал, что треугольник, так как он расположен напротив. На кружок даже не думал, пришлось смотреть в инструкцию :)

psyche14.05.2008 16:27
9

На самом деле я думаю, что расположение кнопки power\sleep\hold относится к конструкторской тематики. Ведь прохе совместить 3 в 1, чем делать отдельно Hold. Но я согласен, что реализация не очень, нужен просто баттон с более жёстким ходом, чтобы не вымерять по миллиметрам порог выключения приставки.

Набор кнопок сам по себе устоялся еще с PSX. К тому же я думаю, что целевая аудитория PSPшиков это люди которые в своё время имели дело с первым или вторым поколением приставок SONY, а значит уже знакомы с концепцией Х-вход, О-выход, а так же дети, которые всему легко обучаются.

Кстати для Американских-Европейских релизов игр управление обычно X-вход, О-выход. В Японии же всё с точностью до наоборот О-вход, Х-выход.

10

@psyche: конечно же, ноги у маркировки клавиш растут еще с первых PS. Обучиться легко даже не ребенку. Вопрос в том, что почему-то выбрали нестандартные и не совсем логичные обозначения для действий.

А это только в играх так или в меню тоже различия в разных странах?

Platon14.05.2008 17:09
11

Дим, напиши впечатления об операционке. Там вроде менюха “крестом” - судя по картинке, так и есть. Насколько оно вообще удобно и в связке с железным исполнением?

12

Меню мне очень нравится, сразу понятно было, что к чему. Все рассовано по основным операциям-функциям. Настройки-фото-музыка-фильмы-игры-веб Ну, единственное, что помешало в первый момент - это как раз нелогичные обозначения кнопок.

Навигационный блок выполнен в форме креста и “поддерживает” крестовую модель меню. По горизонтали происходит перемещение по пунктам главного меню, по вертикали - по их подпунктам. Навигация быстрая, потому что задействованы обе руки. Левая - на навигационный блок клавиш, а правая - на функциональные клавиши.

Так что здесь все практически идеально. Другое дело, что некоторые подпункты меню, которые опциональны и зависят, например, от наличия у тебя камеры к PSP, висят мертвым грузом. Их никак не удалить. Хорошим решением было бы включение их при подключении соответствующего девайса или услуги.

psyche14.05.2008 21:05
13

@Дмитрий Павлов
На мой вгляд была выбрана очень хорошая модель обозначений:) Так как она не привязана ни к алфавиту, ни к натуральному ряду. Есть образ и есть цвет. Распознать образ из 3 линий, намного проще особенно для ребенка, нежели запоминать ABCD и дублирующие клавиши типа A1 B1 C1 D1.
Ну это на моё ИМХО.

Раскладка меняется только в играх, хотя ничто не мешает поставить в ПСП “япончискую” локаль и потестить. В кастомных прошивках(а помойму уже и в официальных) можно переназначить фугкции кнопок, как минимум Х-а.

По поводу “ОС” могу сказать что навигация не тривиальная на первый вгляд, но к ней быстро привыкаешь. К тому же наличие лишних иконок, таких как для камеры это всего лишь наличие картинки. Просто если б девайсы авто-определялись это уже тогда была точно ОС, а так это впринцепе просто прошивка:)

лис14.05.2008 21:48
14

@Дмитрий Павлов
Висящие “пустым грузом” пункты это далеко от юзабилити, потому что это близко к маркетингу.

“МАМААААА, купи мне камеру для приставки! Её тут подключить можно я видел! ну купиииииии!”

А если б эти пункты появлялись только при подключение соотв девайса, то дитё бы и не узнал никогда что такое возможно и ему б не купили. Компания бы недополучила денег.

15

@psyche: да я ж не спорю про модель обозначений :) классные они :) и запоминать их удобно. речь не о том. просто связь между символами и действиями клавиш, простите, не интуитивна. то есть, прошлый опыт пользователей, которые первый раз общаются с PS, скорее запутает их, нежели подскажет, какая клавиша какой действие выполняет. собственно, почитайте комментарии, так оно и есть.

@лис: конечно :) ясное дело, у них были вполне разумные коммерческие соображения :)

psyche15.05.2008 2:03
16

@Дмитрий Павлов: Приставки и ПиСюки разные вещи. Если в ПиСи Х-это закрытие(отмена), то не значит что в приставках так. Сони всё равно на это, так как(читаем мой коммент по поводу целевой аудитории), так как в первую очередь это продукт для фантов сони, значит прошлый опыт пользования продуктами СОНИ у них имеется. А новички, быстро осваиваются:)

Кстати лис очень прав о таком ходе я не подумал:)

17

@psyche: при чем тут ПК или приставка? речь идет о том, что они могли на приставках поддержать сложившуюся уже у потециальных пользователей (не обязательно тех, кто пользовался ПК) модель.
Да, разные вещи. Но странно и нелогично не сделать так, чтобы сразу было понятно, как пользоваться. Я говорю даже не о ПСП сейчас, а в целом о ПС. Естественно сейчас они не могли уже менять обозначения, потому что когда-то при выпуске первой ПС приняли такое непонятное решение.

fatroom15.05.2008 12:23
18

@Дмитрий Павлов: Думаю что сони правильно сделали не став равнятся на прошлый опыт. Ярким примером почему стоило сменить эту модель является монстрообразный джойстик от N64.

19

ОМГ! Люди! Вы, прежде чем спорить (я знаю, все это любят), хоть попытайтесь понять, ЧТО я говорю, пожалуйста!

Давайте тезисами.

1. обозначения кнопок в стиле А1, B2 - грустно.
2. Обозначения фигурками на системах PS - хорошо! Очень хорошо! Намного лучше А1.
3. Связка “Х” - вход, соседняя (!) кнопка “О” - выход - плохо. Потому что:
а. “Х” ассоциируется у новых пользователей с выходом, запрещением, отменой. И это не только из-за пользования ПК. Косой крест во многих культурах - знак запрещающий. Посмотрите на дорожные знаки, например.
б. Функции входа и выхода противоположны друг другу по значению, следовательно человек полагает, что соответствующие кнопки должны быть расположены друг напротив друга, а не рядом. Поэтому, даже поняв, что крестик - это ввод, новый пользователь скорее подумает, что отмена - это треугольник. Но никак не кружок. В этом разработчики, на мой взгляд, несколько слажали. Но давно слажали.
в. Сейчас Сони уже не могут отказаться от такой модели, потому что избрали ее когда-то давно. Сейчас они делают правильно, что поддерживают уже сложившуюся у пользователей PS модель. Теперь пользователь любой большой PS с легкостью может понять, как пользоваться PSP и наоборот. И это правильно.

Надеюсь, я расставил все точки над i касательно обозначений и почему они меня (и как видите, не только меня) сбили в первый раз с толку.

psyche15.05.2008 21:58
20

ЗОМГ!:) Сижу с PSPхой сейчас и понимаю почему Х вход и О выход, хотя можно и наоборот:) Палец сам ненавязчиво ложится на Х и свободно и быстро двигается в плоскости на О или на []. Сильно спорить не буду, но не всегда Выход находится на противоположной стороне Входа:) В России вообще где Вход там и Выход:)))

Честно говоря меня больше не устраивает способ выхода из приложений через Home. Вот где настоящий касяк юзабилити:)

winset23.05.2008 0:25
21

А мне PSP несмотря ни на что очень даже нравиться… :)

softwarer30.05.2008 19:58
22

Купил. Очень доволен. Пока не обращаю внимания на мелкие недостатки.

Виталий14.06.2008 1:10
23

А что скажете насчет Nintende DS Lite (DSL кратко)?

Артурка12.07.2008 20:40
24

А я, вот, в метро книжки на КПК читаю. Жаль жизнь на игрушки тратить :)

AlexMeister12.07.2008 21:26
25

То, что при создании ПСП разработчики допустили серьёзные просчеты в эргономике даже не обсуждается, постоянно задеваю кнопочку СТАРТ при игре :(

Дмитрий Павлов22.07.2008 18:35
26

Виталий,

К сожалению, о DS ничего не могу сказать, не пользовался.

quiz3r31.07.2008 16:04
27

Для европейского меню и игр Х-вход, О-выход, а для восточных О-вход, Х- выход

mighty2.08.2008 13:06
28

Если бы ПСПшка была слегка изогнута, было бы намного удобнее. У меня уже после часа игры устают руки ее держать. Хотя, как бы то ни было, псп рулит =)

zetta-ua22.08.2008 1:40
29

Дуал-Скрин шедевр! В Зелду поиграйте ;)

blogger7.09.2008 13:41
30

PSP вещ отличная, вот только убрали бы они нафиг привод для чтения дисков, всеравно процентов 50% с флешек играют, а тем самым и себестоимость ниже была, и вес легче.

Дмитрий26.09.2008 0:26
31

Да, точно, на PSP переключать замучаешься Холд. Приходится так аккуратно переключать, чтоб не соскочило, но 1 из 10 раз обязательно выключишь девайс. :) Но девайс млин зачетный, факт.

Иван1.10.2008 8:59
32

Вклад эргономистов в PSP слегка маловат, если бы они потрудились сильне, можно было-бы сделать девайс более удобным.

Serg17.10.2008 12:20
33

Блин, оказывается не только меня клавиша холд убивает. Все бы ничего, но при переходе в ждущий режим песня которую слушал сбивается, и продолжается только если на нее правильно тыкнуть потом =), хорошо что из игр не выходит так же как и из плеера

привет24.12.2008 13:53
34

Это ж как и во что надо играть на псп чтоб задевать старт?) или как у вас получается что нажимая на кнопки вы давлением (?) выключаете консоль? насчет управления тоже бред, помоему как бы не распологались кнопки можно привыкнуть за день другой пользованяи консолью. реальна только проблема выключения консоли из за нелепо сделаной клавиши холд, но это лечится плагином. вот уж если говорить о ндостатках приставки это то что при солнечном свете нормально не поиграть. а остално бред) imho,

Александр24.12.2008 14:41
35

Да, кнопка холд — это плный пе…
Музыку, кстати, слушать тоже не удобно, т.к. из-за больших размеров приходится ложить ПСП в сумку (рюкзак), без пульта, вобщем, слушать лучше на телефоне

Эргоном8.02.2009 20:54
36

>На самом деле, крестик отвечает за действия входа (подтверждения, активации), а за отмену (выход) отвечает клавиша с кружком.

Вспоминайте школьную физику, в тему про правило буравчика. Как обозначалась стрелка, смотрящая на вас? Кружком с точкой А повернутая в другую сторону - кружком с крестиком. Соответственно, вперёд - O, назад - X. :)

Игорь10.07.2010 13:45
37

у меня на псп ноль вход, крест выход..при чём псп вторая.на первой было наоборот..в чем причина и как ето изменить?

Оставить комментарий